МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ МЛАДЕНЦА

Как уже говорилось, не устраненный вовремя гипертонус затормозит развитие двигательных навыков, а это -двигательная неловкость, неуклюжесть, нарушения осанки и походки. Такой малыш вряд ли станет желанным участником детских игр, а значит, начнет чувствовать себя отверженным, неполноценным; будет страдать его психика... Вдобавок, он еще сильнее отстанет в двигательном развитии — ведь коллективные детские игры никакими шведскими стенками и тренажерами не заменишь!

Не устраненная с помощью массажа задержка двигательного развития замедлит формирование интеллекта: малыш, который к полугоду не научился сидеть, вынужден часами обозревать квадрат потолка, в то время как сидя рассматривал бы множество новых замечательных вещей вокруг. Неумение ползать и ходить, когда пришла пора, углубляет этот «интеллектуальный» голод, задерживает освоение ребенком окружающего мира.

Сам массажист?

«Массаж? Да я сама его запросто сделаю!» Мам, склонных к такой точке зрения, придется разочаровать. Чтобы стать массажистом (как и пианистом!), нужно, чтобы опытный «маэстро» «поставил» руки. И без основательной медицинской подготовки часто не обойтись. Квалифицированно делают массаж врачи-методисты ЛФК, а также прошедшие специальную подготовку средние медицинские работники. Их лучше и пригласить.

Но если (бывает, к сожалению) родители и ребенок предоставлены самим себе: в поликлинике полугодовая очередь на массаж, а платного специалиста семейный бюджет не осилит, или квалифицированного массажиста просто нет в вашем поселке или деревне, придется заниматься с малышом самостоятельно. Вам в помощь — адаптированные методики некоторых упражнений.

АДАПТИРОВАННЫЕ МЕТОДИКИ НЕКОТОРЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Запомните правила

Упражнения на мяче

Упражнение 1.

Исходное положение (ti.ii.) — ребенок лежит животом на надувном мяче; ноги согнуты в виде «лап лягушки» и прижаты к мячу. Ваш помощник удерживает ноги малыша в этом положении, а вы берете ладошки ребенка в свои руки и тянете его на себя, после чего возвращаете в исходное положение. Повторите 10 раз. Не забудьте постелить на мяч пеленку!

Упражнение 2.

И. п., как в упражнении 1. Ваш помощник расправляет ладошки ребенка, чтобы все пальчики стали прямыми, и прижимает их к мячу. Вы держите малыша за голени и тянете их на себя, затем возвращаете его в и. п. Повторите 10 раз.

Упражнение 3.

И. п., как в упражнении 1. Ладошки малыша прижаты к мячу вашим помощником, который удерживает его, а ваша задача — взять в руки стопы ребенка и, поворачивая его на мяче вниз, поставить стопы на горизонтальную поверхность застеленного пеленкой стола. Тело малыша остается на мяче, вы же следите за тем, чтобы опора была на всю стопу: поджатые пальчики нужно расправить. Нельзя ставить малыша на внутренний или наружный края стоп. Соприкосновение стоп с поверхностью стола кратковременно: не задерживаясь, переведите мяч в исходное положение. Повторите 10 раз.

Упражнение 4.

И. п., как в упражнении 1. Возьмите руки ребенка в свои и наклоняйте мяч, чтобы малыш коснулся поверхности стола раскрытыми ладошками. Следите, чтобы он не ударился лбом! Повторите 10 раз.

Упражнение 5.

Ребенок лежит спиной на мяче. Вы придерживаете его за бока и плавно покачиваете из стороны в сторону и вперед-назад — по 10 раз в каждом направлении. Упражнение способствует расслаблению мышц.

Если вы заметили, что малыш постоянно выгибается вправо или влево, лежа на животе или на спине, то есть тонус мышц с одной стороны выше, чем с другой, выполняйте упражнение 6.

Упражнение 6.

Ребенка положите боком на мяч: если он выгибается вправо — на правый бок, если влево — на левый. Плавно покачивайте мяч вдоль оси тела ребенка. Повторите 10 раз.

Упражнения на мяче помогают малышу расслабиться и облегчают дальнейший массаж.

Массаж спины

Застелите стол сложенным в несколько раз байковым одеялом и поверх него положите пеленку. Скатайте валик из плотной пеленки и подложите под грудь ребенка. Ваш помощник вытягивает вперед руки малыша, прижимая их к поверхности стола расправленными ладошками.

1. Поглаживание выполняют тыльной стороной сомкнутых пальцев снизу вверх по спине, начиная с ягодиц, которые тоже массируют. Повторите 5-6 раз.

2. Растирание выполняют тыльной стороной сомкнутых пальцев, их средними фалангами, круговыми движениями вверх по спине, начиная с ягодиц. Повторите 4 раза.

3. Поглаживание (см. упр. 1).

4. Разминание. Костяшками сомкнутых пальцев делайте спиралеобразные движения снизу вверх по спине. Повторите 3-4 раза.

5. Завершите массаж спины поглаживанием (см. упр. 1).

Массаж рук

Массируют только наружную поверхность рук — сначала плеч (между локтевым и плечевым суставами), затем предплечий (между лучезапястным и локтевым суставами).

1. Поглаживание выполняют снизу вверх ладонной поверхностью сомкнутых пальцев. Повторите 5-6 раз.

2. Растирание — в том же направлении и порядке. Повторите 5-6 раз.

3. Поглаживание (см. упр. 1).

4. Разминание, как при массаже спины, делают снизу вверх. Повторите 3-4 раза.

5. Поглаживание (см. упр. 1).

Дыхательная гимнастика

И. п. — на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и скрестите его руки у него на груди, попеременно располагая сверху то левую, то правую. Повторите 4 раза. Затем одновременно поднимите обе руки малыша вверх, заведите их за голову ребенка так, чтобы они легли на поверхность стола параллельно друг другу. Затем опустите руки, вытяните их вдоль бедер. Повторите V ^>----—<_i 4 раза.

Массаж живота

Ладонью правой руки делайте круговые поглаживания живота по часовой стрелке 10-12 раз.

Массаж ног

Методика и последовательность те же, что и при массаже рук. Массировать нужно только передненаружные поверхности бедер и голеней.

Упражнения для ног

И п. — на спине.

1. Согните ножки малыша в тазобедренных и коленных суставах, сомкните их, сблизив голени. Ваш большой палец придерживает колено, а четыре пальца сбоку обхватывают таз ребенка. Расположив таким образом свои руки на ножках малыша, выполните повороты таза в стороны. Повторите по 10 раз в каждую сторону.

2. Левую руку и правую ногу младенца поочередно сгибайте и разгибайте 10 раз. Затем проделайте то же самое с его правой рукой и левой ногой.

3. Разведение ног в тазобедренных суставах. Повторите 10 раз. Ваши усилия, преодолевающие сопротивление ребенка, должны быть умеренными. У детей это упражнение — не из любимых.

Внимание! Детям с дисплазией тазобедренных суставов выполнять упражнения для ног можно только с разрешения врача-ортопеда.

Повороты со спины на живот

И. п. — на спине. Ваш помощник поднимает вверх правую ручку ребенка и удерживает ее в таком положении.

Вы берете левую ручку малыша в свою левую руку, а правой держите правое бедро ребенка. Помощник прижимает к столу ладонь правой вытянутой руки ребенка, расправляя пальчики. Вы перекидываете его левую ножку через правую, и малыш поворачивается на животик. Сделайте по 10 поворотов вправо и влево.

Ползание на животе

И. п. — на животе. Ваш помощник берет ребенка за руки, вы — за ноги. Помощник вытягивает вперед правую ручку малыша, расправляя пальчики и прижимая ладошку к поверхности стола. Вы сгибаете левую ножку ребенка и подтягиваете ее к животику. Затем то же проделываете с левой ручкой и правой ножкой младенца, после чего возвращаетесь к^ предыдущему движению. Так выполняют 10—20 «ползающих» движений. Если малыш плохо держит голову, вам понадобится еще один ассистент, который будет поддерживать ее ладонями с боков так, чтобы голова ребенка находилась по средней линии.

Начиная с 4 месяцев ребенок должен освоить следующие движения: присаживание, держась за палочку, стояние на четвереньках, приседания и наклоны на палочке.

Присаживание

И. п. — на спине. Ручки малыша вытянуты вдоль туловища. Ваш помощник прижимает ладошку правой руки ребенка к столу в нескольких сантиметрах от его тела. Вы одной рукой придерживаете ножки малыша, чтобы они не сгибались и не отрывались от стола, а другой приподнимаете его за спинку и заставляете сесть с опорой на правую ручку. Туловище младенца при этом слегка отклоняется вправо, ручка немного сгибается в локте. Таким образом вы обучаете ребенка садиться. Освоив стереотип этого движения, он будет выполнять упражнение все более активно и к шести месяцам сможет обходиться без вашей помощи. Делайте 10 присаживаний с опорой на правую ручку и столько же с опорой на левую.

Присаживание с помощью палочки

И. п. — на спине. Пальцы обеих рук малыша (большие — снизу, остальные — сверху) охватывают палочку диаметром 2-3 см. Поскольку ребенок обычно держится слишком слабо и в любой момент может отпустить палочку, придерживайте его кулачки своими руками, одновременно заставляя его оторвать спину от стола и присаживая малыша. Ваш помощник фиксирует ножки младенца, как в предыдущем упражнении. Одновременно он должен следить за тем, чтобы ребенок не ударился затылком о поверхность стола, ложась на спину. Повторите 10 раз.

Стояние на четвереньках

И. п. — на животе. Подведите свою ладонь под грудь малыша, приподнимая его, а другой рукой согните его ножки в коленных и тазобедренных суставах. В это время помощник прижимает расправленные ладошки ребенка к поверхности стола на ширине плеч. Дайте ему побыть в этой позе около минуты. Поначалу, когда реакции равновесия еще не выработались, малышу будет трудно сохранить положение на четвереньках, но с течением времени приходит устойчивость.

Приседание на палочке

Положите палочку на стол, накройте ее в несколько раз сложенной пеленкой. Возьмите ребенка под мышки. Пусть ваш помощник установит ножки малыша на ширине плеч так, чтобы палочка располагалась строго посередине между его носками и пятками. Во время приседаний стопы не должны смещаться. Повторите 10 раз.

Наклоны на палочке

Стопы малыша фиксируют, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживайте спереди ножки ребенка, чтобы они не сгибались в коленях, а правую подведите под грудь и живот. Наклоните туловище ребенка. Повторите 10 раз.

Ползание на четвереньках

Выполняется с шестимесячного возраста. Если в полгода ребенок сам еще не стоит на четвереньках, нужно подождать делать упражнения до того момента, когда он научится этому. Методика ползания на четвереньках такая же, как ползания на животе.

Вращение

Оно благотворно влияет на вестибулярный аппарат и вегетативную нервную систему. Возьмите диск «Здоровье» или «Грация», положите на него в несколько раз сложенную пеленку, поставьте сверху тазик — желательно металлический, средних размеров. Выстелите тазик изнутри одеялом и пеленками так, чтобы малыш мог расположиться в нем полулежа, как космонавт в своем кресле. Плавно, без толчков, вращайте тазик по часовой стрелке 30 секунд. Остановив, посмотрите в глаза ребенку: его глазные яблоки совершают колебания в горизонтальном направлении. Не пугайтесь — это нистагм, нормальное физиологическое явление, возникающее у любого, кто смотрит из движущейся кабины на неподвижную окрестность. Подождите, пока нистагм исчезнет, и вращайте тазик в противоположную сторону еще полминуты. В дальнейшем постепенно увеличивайте время вращения до 5 минут.

Гимнастика и массаж

Гимнастика и массаж должны применяться в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями (режим питания, сна, организация бодрствования и пр.).

Гимнастика и общий массаж оказывают регулирующее влияние на функции центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, пищеварения, кроветворения. Под их влиянием стимулируются окислительные, трофические, теплорегулирующие процессы, улучшается обмен веществ.

Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений. При отсутствии целенаправленного воспитания развитие движений у ребенка запаздывает, а качество их заметно ухудшается.

При выборе специальных упражнений для ребенка необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и особенности его индивидуального развития. На каждом возрастном этапе у ребенка обнаруживаются двоякого рода реакции:

1) преобладающие, более сильные, но имеющие тенденцию к угасанию;

2) возникающие, еще очень слабые, но, тем не менее, имеющие тенденцию к неуклонному нарастанию.

Например, в первые 3 месяца жизни у детей резко выражена гипертония мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей. На этом фоне возникает и постепенно нарастает уравновешивание мышц-разгибателей.

Поскольку в ходе нормального развития ребенка гипертония мышц-сгибателей непрерывно идет на убыль, прогрессивной является первая реакция. Содействие этой реакции (расслабление мышц-сгибателей) надо считать целесообразным. К средствам, способствующим этому, относятся ежедневные теплые ванны и легкий поглаживающий массаж, вызывающие расслабление мышц; стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием, для чего используется основной двигательный фон этого возраста — врожденные рефлексы. В первые месяцы жизни целесообразно использовать в упражнениях только рефлексы, которые связаны с разгибанием, чтобы предупредить усиление и без того преобладающих сгибателей.

Если уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей происходит своевременно, то создаются предпосылки для развития умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище. Таким образом, при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность изменять положение.

Физические упражнения назначаются каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5—2-месячного возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный режим жизни, совершенствуется терморегуляция.

Для детей грудного возраста упражнения должны быть очень просты и легко выполнимы.

Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует.

Гимнастику и массаж проводят в комнате при температуре 20—22°С. Летом упражнения необходимо выполнять при открытом окне или на воздухе при этой же температуре.

Само занятие проводится на столе, покрытом сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого стелят клеенку и чистую простыню.

Занятия проводят один раз в день за 45 минут до или через 45 минут после кормления.

Руки медицинской сестры (или матери) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми.

Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым.

Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки. Во время выполнения тех или иных упражнений медицинская сестра должна внимательно следить за реакцией ребенка. При наличии отрицательной реакции (ухудшение настроения, плач) процедуру следует прервать и успокоить ребенка.

Ребенок не должен переутомляться. Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2-3 раза.

Массаж и гимнастические упражнения под контролем врача и патронажной сестры должны проводить родители или другие ухаживающие за ребенком лица, обученные технике массажа и гимнастики.

Основы общей методики массажа и гимнастики у детей раннего возраста

Развитие двигательной деятельности ребенка грудного возраста протекает в двух направлениях — статики и моторики. В соответствии с этим определяются и группы упражнений для детей этого возраста: они включают упражнения для развития координации, равновесия, а также дыхательные движения. Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют пассивные и рефлекторные упражнения.

Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом (медицинской сестрой, матерью). Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении.

Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком! Пооте 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным. Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.

Рефлекторные упражнения. Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов. Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата. Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата. С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела. Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища. В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.

Упражнения с помощью — пассивно-активные. Сюда относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например, присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.

Активные упражнения — произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.

Массаж — один из видов пассивной гимнастики. Сущность его состоит в ритмично и систематически наносимых на тело ребенка механических раздражений.

Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка. Различают пять основных приемов массажа:

1. Поглаживание.

2. Растирание.

3. Разминание.

4. Поколачивание.

5. Вибрация.

Поглаживание. При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез. Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность.

До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа: разминание, поколачивание. Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев. В дальнейшем он необходим, главным образом, при нарушении тургора и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями.

С поглаживания начинается массаж. Он чередуется с другими приемами и им заканчивается массаж. При поглаживании одна или обе руки массажиста плотно прилегают к массируемой поверхности, скользят медленно, спокойно, ритмично. Поглаживание всегда выполняется с учетом венозного и лимфатического оттока (по ходу). Виды поглаживания:

Растирание имеет целью воздействовать главным образом на опорно-двигательный аппарат ребенка. При этом приеме улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок; повышаются эластичность и сократительная способность мышц.

При растирании кожа слегка потягивается пальцами. Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней. Растирание выполняется в разных направлениях. Виды растирания:

Разминание направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка. Применяется, главным образом, для глубокого массажа мышц. Мышцы или отдельные мышечные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях. Виды разминания:

Поколачивание, как особый вид массажа, способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения, а следовательно, и питанию мышц. Поколачивание влияет также и на более глубоко лежащие внутренние органы. Этот прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) концами пальцев обеих рук. У самых маленьких детей этот прием в виде ритмического похлопывания производится ладонной поверхностью пальцев то одной, то другой руки отдельных частей тела, чаще всего спины, бедер, реже задней поверхности голени. Виды поколачивания:

Вибрация состоит в передаче телу быстро следующих одно за другим равномерных сотрясений. Этот прием в раннем возрасте применяется весьма редко.

Приведенные ниже комплексы упражнений для различных возрастных групп весьма условны, схематичны. Каждый последующий возрастной комплекс, постепенно усложняясь, предполагает сохранение упражнений всех предыдущих комплексов.

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

Комплекс состоит из приемов общего массажа (поглаживание) и активных движений, сновывающихся на врожденных безусловных рефлексах.

1. Массаж-поглаживание рук, ног, спины, живота (а, б, в, г).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

2. Активные движения — упражнения для стоп, рефлекторное разгибание позвоночника, рефлекторное ползание (д, е, ж).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев

В комплекс для этого возраста постепенно вводятся пассивные движения в связи с уменьшением мышечной гипертонии.

1. Массаж спины (разминание) (а).

2. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (б).

3. Поворот на живот — рефлекторный (в).

4. Отклонение головы назад в положении на животе на вису (г).

5. Сгибание и разгибание рук (д).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев

6. «Скользящие» шаги (имитация велосипедных движений) (е).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев

В период от 4 до 6 месяцев необходимо ввести несложные активные движения. Особое внимание надо уделить упражнениям в хватании, удерживании предметов, размахивании и т. д. Для этого во время занятий гимнастикой упражнения для рук надо соединять с воспитанием акта хватания. Вначале ребенок сам должен держаться за палец сестры-воспитательницы; в дальнейшем (после 6 месяцев) для этой же цели используют кольца. В том же возрасте надо стимулировать первые попытки ребенка к перемене положения тела как подготовку к ползанию. Следовательно, система упражнений должна предвосхищать то новое, что неминуемо возникает у ребенка.

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев

1. «Парение» в положении на животе (а).

2. Приподнимание верхней части тела из положения на животе при поддержке за отведенные в стороны руки (б).

3. Ползание с помощью (упражнения для стимуляции ползания) (в).

4. Сгибание и разгибание ног (попеременно и вместе) (г).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

Второе полугодие жизни ребенка — это период массового возникновения условных связей, которые вырабатываются на базе безусловных и условных рефлексов. Следовательно, если раньше упражнения осуществлялись по типу врожденного рефлекса в ответ на безусловный раздражитель, то в этом периоде упражнения осуществляются в ответ на условные раздражители. Такими сигналами могут быть легкое потягивание за ноги, зрительные сигналы (кольца, палочка), а затем и речевые сигналы (сядь, топай, возьми кольца и т. п.).

В возрасте от 10 до 12 месяцев формируются стояние без опоры и ходьба. Появляются новые элементы методики — сидение на корточках. В связи с этим вводятся соответствующие упражнения в приседании. Вводится разнообразная речевая инструкция, которая вытесняет сигналы первой сигнальной системы (как потягивание за ноги, повороты таза и др.).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

1. Присаживание за отведенные в стороны руки (а).

2. Присаживание (упражнение для сгибателей рук) (б).

3. Наклон туловища (в).

4. Выпрямление туловища (г).

5. Присаживание при поддержке за руки (д).

6. Приседание (е)

7. Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у взрослых (ж).

8. Ходьба на четвереньках (з).

Советы родителям

ВОЗРАСТНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И МАССАЖА ДЛЯ ДЕТЕЙ от 1,5 месяцев до 3 лет (по К. Д. Губерт и М. Г. Рысс)

п/п

Назначение

Возраст

Показания, физиологические обоснования и целевые установки

Противопоказания

1.

Массаж рук

1,5-4 мес.

В связи с гипертонией конечностей для содействия своевременному уравновешиванию антагонистов

Воспаление и раздражение кожи.

2.

Массаж ног

1,5-6 мес.

То же

То же

3.

Выкладывание на живот

1,5-4 мес.

Для развития мышц спины

Отсутствие защитного рефлекса.

4.

Массаж спины

1,5 - 14 мес.

Для укрепления и подготовки мышц спины к упражнениям

Воспаление и раздражение кожи

5.

Массаж живота

То же

Для укрепления мышц живота и освобождения кишечника от газов

То же

6.

Массаж стоп

1,5 мес. -6 мес.

Для укрепления мышц и связочного аппарата стопы и воспитания опорной функции

То же

7.

Упражнения для стоп (движения рефлекторные)

То же

Для стимулирования активных движений стопы с использованием подошвенного рефлекса

То же

8.

Разгибание позвоночника в положении на боку (рефлекторное)

1,5-3 мес.

Для укрепления мышц спины, используя спинной рефлекс Таланта

То же

9.

Ползание рефлекторное

1,5-3 мес.

Для укрепления разгибателей нижних конечностей с целью уравновешивания антагонистов. Используя феномен ползания Бауэра

Исчезновение феномена Бауэра

10.

Охватывающее движение

3-10мес.

При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей, для укрепления мышц плечевого пояса

Гипертония мышц сгибателей верхних конечностей

11.

Поворот со спины на живот при поддержке за руку

3-6 мес.

Воспитание навыка в изменении положения тела, используя рефлекс расположения частей тела

Пассивность ребенка, откидывание головы

12.

Отклонение головы назад в положении на животе на вису

3-4 мес.

Для укрепления мышц спины в воспитании рефлекса равновесия, используя рефлекс положения

Пассивность ребенка, свисание головы

13.

Вибрационный массаж грудной клетки

3- 10 мес.

Для стимулирования углубленного вдоха

Воспаление и раздражение кожи

14.

Сгибание и разгибание рук

Тоже

При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей, для укрепления мускулатуры рук и плечевого пояса

Гипертония мышц-сгибателей верхних конечностей

15.

«Скользящие шаги»

4-14 мес.

При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для воспитания опорной функции

Гипертония сгибателей нижних конечностей

16.

«Парение» в положении на животе

4-6 мес.

Для воспитания рефлекса равновесия взамен упражнения №1 1 (как более спокойное)

Пассивность ребенка

17.

Приподнимание верхних частей туловища из положения на спине за отведенные в стороны руки

Тоже

Воспитание навыка в изменении положения тела, используя возникновение движения ребенка в этом направлении

Пассивность ребенка, запрокидывание головы назад

18.

Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно

4- 10 мес.

При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для укрепления мускулатуры ног и воспитания навыка в ходьбе

Гипертония сгибателей нижних конечностей

19.

«Парение» в положении на спине

4-6 мес.

Для укрепления мышц брюшного пресса и воспитания рефлекса равновесия, используя рефлекс положения

Пассивность ребенка, запрокидывание головы

20.

Поворот со спины на живот при держании за ноги

6 -10 мес.

Взамен упражнения №1 1 (как более сложное)

Пассивность ребенка, запрокидывание головы

21.

Упражнение для стимулирования ползания

6 мес. - до освоения ползания

При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для воспитания навыка в передвижении тела

Нарушение мышечного тонуса нижних конечностей (гипертонус)

22.

Присаживание при поддержке за обе отведенные в стороны руки

6 -10 мес.

Взамен упражнения №17 после предварительного укр'епления шейной мускулатуры и брюшного пресса другими упражнениями (№11 и 19)

Пассивность ребенка, запрокидывание головы назад

23.

Круговые движения руками

6- 14 мес.

При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей и освоения упражнений №10 и 14 для укрепления мышц плечевого пояса

Гипертония сгибателей верхних конечностей

24.

Поднятие выпрямленных ног

6 -10 мес.

При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для укрепления брюшного пресса

Гипертония сгибателей нижних конечностей

25.

Напряженное выгибание

Тоже

При нормальном тонусе мышц для развития координации в работе сгибателей и разгибателей позвоночника

Нарушение мышечного тонуса, а также пассивность ребенка, запрокидывание головы назад

26.

Поднимание туловища из положения на животе при поддержке ребенка за руки

Тоже

Для укрепления мышц спины и воспитания навыка в изменении положения тела из горизонтального в вертикальное

Пассивность ребенка, если голова отстает от движения рук

27.

Присаживание (упражнение для сгибателей рук)

6- 14 мес.

При активном участии ребенка (наличие сгибания в локтевом суставе)

Пассивность ребенка, когда при подтягивании руки остаются выпрямленными

28.

Сгибание и разгибание сидя или стоя, с кольцами

10- 14 мес.

Взамен №14 после освоения сидения или стояния без опоры

Отсутствие умения длительно сидеть или стоять без опоры

29.

Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки (или с кольцами)

Тоже

Если ребенок сам встает, цепляясь за предметы, взамен упражнения № 26

Отсутствие умения вставать, цепляясь за неподвижный предмет

30.

Наклон туловища и выпрямление

10 -18 мес.

При умении стоять без опоры, для укрепления мышц спины

Отсутствие умения стоять без опоры

31.

Поднятие выпрямленных ног до палочки (по речевой инструкции)

Тоже

Взамен пассивного упражнения № 24

Тоже

32.

Приседание при держании ребенка за руки (с кольцами)

10-14мес.

При наличии умения стоять без опоры, для укрепления мышц нижних конечностей

Тоже

33.

Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией нижних конечностей и возвращение к исходному положению

10-18мес.

Взамен упражнения № 22 как дальнейшее его усложнение *

Пассивность ребенка

34.

Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у матери

10мес. -3 года

Взамен упражнения №25, иак как ребенок слишком тяжел

 

35.

Сгибание и разгибание рук стоя, попарно

14-18 мес.

Взамен упражнения №28, для воспитания умения согласовывать свои движения с движениями товарища

 

36.

Напряженное прогибание позвоночника из положения на животе (с палочкой)

14мес. -3 года

Для укрепления плечевого пояса и межлопаточных мышц и воспитания осанки

 

Первые игрушки, первые игры

Когда ребенок перекладывает погремушку из руки в руку, когда он, пыхтя, строит первую в своей жизни башню из кубиков или сосредоточенно открывает и закрывает коробочку, это ни в коем случае не бессмысленные действия или забава, это напряженная работа — ребенок познает и осваивает мир. Наблюдая за ним, вы можете заметить, что игра малыша меняется, он овладевает все новыми действиями, стремится решать все более и более трудные задачи. В какие же игрушки играть малышу? Как организовать его первые игры?

Любимой игрушкой, неизменно привлекающей внимание младенца, может быть кукла-неваляшка. Она интересна еще и тем, что издает мелодичные звуки при покачивании. В кроватку малыша можно посадить красивую куклу в ярком платье. Ребенок будет ее с любопытством рассматривать. Конечно, время от времени игрушки следует менять. Можно повесить на стене разноцветные воздушные шарики, цветные картинки или прикрепить вертушку из легкой яркой бумаги, которая начинает вращаться при малейшем движении воздуха.

В возрасте от 4 до 5 месяцев, после появления первых хватательных движений, малыш протягивает к игрушкам ручки, перебирает пальчиками, постукивает ладошкой по погремушке. После 5-6 месяцев детям нравится держать игрушки в руках, греметь ими, пробовать на вкус. Хорошей игрушкой становится небольшая цветная тряпочка. Малыш мнет ее в кулачке, растягивает, трясет. Ему интересно, какие изменения происходят с формой. Кроме того, он пробует свои силы, постепенно начиная понимать, что именно он сам является источником этих изменений. Если вы воспользуетесь такой игрушкой, необходимо позаботиться, чтобы ткань была чистой и не линяла, так как рано или поздно все, чем играет ребенок, оказывается у него во рту.

Даже совсем маленькие дети любят играть со взрослыми. В течение столетий из поколения в поколение переходят игры-забавы. Однако все чаще мы встречаем родителей, которые даже не представляют, как играть с младенцем. А ведь игры не только приносят детям радость, поднимают эмоциональный тонус, развивают активность, но и помогают установить теплые, близкие отношения с домашними.

Специальные исследования показали, что уже на 1-м месяце жизни ребенка можно наблюдать общность его действий с матерью. Мы уже писали об этом. Как это происходит и что это за действия?

Попробуйте понаблюдать, как синхронно ведут себя младенец и взрослый, разглядывая то яркую картинку, висящую на стене, то красочную игрушку. Вы обнаружите, что в поведении пары есть большое сходство. Оба смотрят на один и тот же предмет. Причем определяющую роль играет ребенок, который и выбирает объект для рассматривания, а взрослый подстраивается под его интерес.

То же можно наблюдать и во время самых простых игр. Присмотритесь, например, как бабушка играет с ребенком в «козу». Эта игра очень популярна в первом полугодии жизни. Изобразив мизинцем и указательным пальцем рога, бабушка приговаривает: «Идет коза рогатая за малыми ребятами», приближая бодающую руку к грудке или животику малыша. С возгласом: «Забодаю, забодаю!» она легонько щекочет его, а малыш заливается смехом. То же — и во время игры «Баран-баран». Здесь взрослый понарошку бодает ребенка головой. Наблюдая за игрой, вы, наверное, с удовольствием заметите, что на самом деле игрой «дирижирует» ребенок. Он направляет поведение взрослого с помощью взгляда: то смотрит на бабушку, делающую ему «козу», то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит на нее, регулируя тем самым ритм и темп взаимодействия.

А вот другая игра — «Ку-ку», в которую с удовольствием играют даже 3-месячные дети. Взрослый закрывает ладонями лицо и говорит: «Ку-ку, нет меня», --и тут же открывает лицо, с улыбкой глядя на малыша: «Вот он я!». Можно спрятаться за спинку кроватки и, произнеся «ку-ку», выглянуть со словами: «Вот где я!». Ребенок будет отыскивать взрослого, прячущегося в разных местах, ориентироваться на звуки его голоса и радостно вскрикивать при появлении своего партнера. В эту игру дети играют до конца 1-го года жизни и позже с огромным удовольствием. Со временем ее можно видоизменить, пряча личико ребенка под косыночкой, и он сам будет сдергивать ее, смеясь.

Однако помните, что ваше общение с ребенком во время игры будет успешным только в том случае, если роли действующего яйца и наблюдателя будут чередоваться.

Как только малыш будет способен сидеть на руках у взрослого, можно начинать игры типа «Поехали, поехали». Посадив младенца на колени, легко подбрасывайте его, приговаривая: «Поехали, поехали, с орехами, орехами, по ровненькой дорожке». Чуть позже можно добавить еще одну игру — «По кочкам, по кочкам». Покачивая малыша, приподнимайте по очереди колени, а затем: «В ямку — бух!» — раздвиньте колени, слегка провалив малыша между ними. Сначала проделайте «падение» с осторожностью, чтобы не напугать ребенка. Со временем резкое «падение» будет вызывать у него восторг и бурное веселье.

Если игра доставляет удовольствие и радость малышу, как правило, доволен и взрослый. Успех игры прибавляет ему уверенности в себе как родителе. А для младенца то, что вам весело с ним, тоже значит немало: ведь он прилагал много усилий для того, чтобы и вам было интересно играть — смеялся, вскрикивал, прыгал. Он стремился показать, как ему нравится то, что вы делаете.

Режим дня

Ребенок в первый месяц жизни спит около 20 часов в сутки, а непродолжительные периоды бодрствования незаметно переходят в сон. Однако уже на 2-м месяце время сна в основном перемещается на ночные часы, а время бодрствования — на дневные. В 3 месяца дети спят в общей сложности 17-18 часов, из них 10-11 — ночью. К середине 1-го года жизни общая продолжительность сна сокращается до 16 часов, однако ночью малыш спит те же 10-11 часов.

Чередование сна и бодрствования (с преобладанием ночного сна) устанавливается не сразу. Нужно исподволь приучать младенца к режиму, который способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого, эмоционально положительного состояния.

Но все дети разные. Общеизвестно, что люди живут в соответствии с заданными им биологическими ритмами. Попытки не считаться с ними, и даже изменить их, приводят к серьезным расстройствам организма. Ребенок особенно четко настроен на правильный, только ему предназначенный жизненный и суточный ритм. Дети, как и взрослые, делятся на так называемых жаворонков, сов и голубей (золотая середина). Жаворонки активны утром, совы — вечером, голуби — днем. Жаворонки рано просыпаются и рано ложатся спать. Сов не нужно тормошить рано утром, а вечером можно разрешить поиграть подольше. Голуби лучше всего приспосабливаются к обычному, усредненному режиму.

Естественно, не стоит переделывать сов в жаворонков и наоборот. Для того чтобы ребенок рос здоровым и активным, внимательно наблюдайте за ним и выясните, какой у него суточный ритм, доверьтесь ходу его биологических часов и подберите малышу такой режим, который наилучшим образом соответствует его биоритмам. Мы же, со своей стороны, предлагаем вам несколько вариантов распорядка дня для вашего ребенка.

Если вы кормите младенца 7 раз в день, несколько измененный режим выглядит так:

Пробуждение, утренний туалет, кормление 6-6.30 Бодрствование 6-7

Первый дневной сон (лучше на воздухе) 7-9

Кормление 9

Бодрствование 9-10 (10.30)

Второй дневной сон (обязательно на воздухе) 10 (10.30)-12

Уход за новорожденным

Кормление 12

Бодрствование 12-13

Третий дневной сон

(обязательно на воздухе) 13-15

Кормление 15

Бодрствование 15-16

Купание 16-16.30

Четвертый дневной сон

(желательно на воздухе) 16-18

Кормление 18

Бодрствование 18-19

Ночной сон 19-6

Кормление 21

Кормление 24 или 2-3 часа ночи

Обычно маленькие дети утром просыпаются очень рано и сразу требуют внимания. Но бывает л так, что малыш дает поспать подольше, особенно в том случае, если ночное кормление сдвигается к 2—3 часам ночи. Если ребенок после вечернего купания хорошо поест, он может проспать кормление в полночь. Тогда нужно чуть-чуть изменить режим и сделать достаточно длительную паузу в кормлении ночью. Это удобно и для матери, которая, искупав и покормив младенца, может и сама отдохнуть. Несколько измененный режим выглядит так: Пробуждение, утренний туалет, кормление 8-8.30 Бодрствование 8-9

Первый дневной сон (на воздухе) 9-11

Кормление 11

Бодрствование 11—12

Второй дневной сон (на воздухе) 12-14

Кормление 14

Бодрствование 14-15

Третий дневной сон (на воздухе) 15-17

Кормление 17

Бодрствование 17-18

Четвертый дневной сон

(желательно на воздухе) 18-19.30

Купание 19.30

Кормление 20

Ночной сон 20.30-8

Первое ночное кормление 23

Второе ночное кормление 2 или 5 часов утра

Часто при таком режиме ребенок не просыпается к

кормлению в 23 часа и практически переходит на 6-ра-

зовое питание.

Если вы кормите малыша 6 раз в сутки (через 3,5 часа), то распорядок его дня несколько изменяется. В зависимости от того, когда малыш просыпается утром, мы рекомендуем два варианта режима:

а) Пробуждение, утренний туалет, кормление 6—6.30 Бодрствование 6—7 (7.30) Первый дневной сон (желательно на воздухе) 7—9.30 Кормление 9.30 Бодрствование 9.30 -11 Второй дневной сон (на воздухе) 11-13 Кормление 13 Бодрствование 13-14(14.30) Третий дневной сон (на воздухе) 14 (14.30)— 16.30 Кормление 16.30 Бодрствование 16.30-17.30 Четвертый дневной сон 17.30-19.30 Купание 19.30 Ночной сон 20.30-6 Первое ночное кормление 23.30 Второе ночное кормление

б) Пробуждение, утренний туалет, кормление 8-8.30 Бодрствование 8-9.30 Первый дневной сон

(желательно на воздухе) 9.30-11.30

Кормление 11.30

Бодрствование 11.30-12.30

Второй дневной сон (на воздухе) 12.30(13)-15

Кормление 15

Бодрствование 16—16.30

Третий дневной сон (на воздухе) 16.30-18.30

Кормление 19.30

Бодрствование 18.30-20.30 Четвертый дневной сон

Купание 20

Ночной сон 20.30-8

Уход за новорожденным 327

Первое ночное кормление 22

Второе ночное кормление 1.30 или 3-4 часа утра.

Во втором варианте малыш спит днем только 3 раза. Чаще всего такой режим устанавливается к 3 месяцам у хорошо развивающихся детей крепкого здоровья, с уравновешенной нервной системой.

От 3 до 6 месяцев каждый период бодрствования у ребенка удлиняется в среднем до 1,5-2 часов, а продолжительность сна сокращается. Бывает и так, что более слабые дети спят днем 4 раза до 5-6 месяцев.

К 5-6-му месяцу, когда ребенок уже получает прикорм, меняется режим его питания. «Инородная» пища дольше задерживается в желудке ребенка, а потому приходится удлинять перерывы между кормлениями. Теперь кормлений всего пять, из них два — с прикормом (обычно это второе и четвертое кормления).

Режим 5-6-месячного младенца примерно таков: Пробуждение, утренний туалет, кормление 6-6.30 Бодрствование 6-8

Первый дневной сон (на воздухе) 8-10

Кормление 10

Бодрствование 10-12

Второй дневной сон (на воздухе) 12-14

Кормление 14

Бодрствование 14—16

Третий дневной сон (на воздухе) 16-18

Кормление 18

Бодрствование 18-20

Купание 19.30

Сон 20-6

Ночное кормление 22 или 1-2 часа ночи